Пилотный проект в системе прослеживаемости топлива
Работа по запуску системы прослеживаемости ведется на площадке отраслевой рабочей группы по противодействию незаконному обороту продукции нефтяной промышленности, созданной при Госкомиссии по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции. Статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов рассказал, что Росстандарт в прошлом году проверил более 3 тысяч организаций нефтепродуктообеспечения.
«Доля нарушений по физико-химическим показаниям среди «сетевых» АЗС составила около 3,5%, а среди «независимых» организаций – 22%. В целом доля суррогатного топлива на рынке снижена с более чем 20% в 2015 году до менее 9% по итогам 2018 года», – отметил Виктор Евтухов.
Он также добавил, что с инициативой по внедрению системы прослеживаемости выступили сами участники рынка. «У нас появится инструмент для определения той точки на рынке, как и когда топливо превращается в суррогат: на нефтебазе, в ходе транспортировки или в резервуарах АЗС. Участие в проекте для НПЗ, нефтебаз и автозаправочных станций будет добровольным», – подчеркнул замминистра.
11 февраля проект стартовал в Санкт-Петербурге. В запуске «пилота» приняли участие представители Минпромторга России, Росстандарта, правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также предприятий нефтепродуктообеспечения. Участники смогли обсудить цели и задачи проекта, а также организационные вопросы. С учетом результатов этой дискуссии будут сформированы конкретные параметры как всей системы для масштабирования на территорию России, так и необходимых технических и законодательных решений.
«Меры по борьбе с оборотом фальсифицированного топлива, предпринятые с 2015 года по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина Росстандартом совместно с Минпромторгом и другими органами власти, а также с участием добросовестных участников рынка, уже принесли результат по снижению фальсификата на рынке. Сейчас доля выявляемых нарушений в «сетевых» АЗС стремится к нулевому показателю. Запуск системы прослеживаемости топлива направлен на искоренение проблемы суррогата на легальном рынке в принципе», – отметил замглавы Росстандарта Алексей Кулешов.
По словам руководителя Северо-Западного межрегионального территориального управления Росстандарта (СЗМТУ) Андрея Челышева, отработка «пилота» системы прослеживаемости является логическим продолжением проводимой в регионе работы по регулированию топливного рынка. В прошлом году Санкт-Петербург и Ленинградская область стали первыми регионами, где прошло тестирование методических рекомендаций Росстандарта по организации и проведению общественного контроля, партнерства и взаимного сотрудничества на топливном рынке.