В России вводится новый ГОСТ на требования безопасности к лифтам
В Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) подписан приказ о применении в качестве национального межгосударственного стандарта ГОСТ 33984.1-2016 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов».
Новый стандарт учитывает самые современные требования к безопасности при перевозке людей в лифтах, в том числе установленные в европейских стандартах.
В настоящее время в России действует национальный стандарт - ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке», модифицированный по отношению к европейским стандартам 1998 года. Действующие стандарты основаны на европейских стандартах безопасности по доступности, установке новых лифтов в существующие здания серии ЕН 81 в редакции 1998 года, в отношении которых сегодня уже осуществляется пересмотр.
Новый стандарт - ГОСТ 33894.1-2016 - основывается на европейском стандарте ЕН 81-20:2014, который вступает в силу в Европейском союзе с 01 сентября 2017 года. Это один из примеров, когда национальный стандарт выходит одновременно с международным или, как в данном случае, с европейским, благодаря участию в международной стандартизации российских экспертов из технического комитета по стандартизации (ТК 209) «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов». Секретариат ТК 209 ведёт Национальный лифтовой союз, участвующий в деятельности профильного европейского технического комитета по стандартизации.
Гармонизация ГОСТ 33984.1-2016 с европейским стандартом позволила довести уровень требований безопасности до современного за счет включения в него таких дополнительных требований, как: введение устройства безопасности, предотвращающего непреднамеренный уход кабины с этажа при открытых дверях лифта; введение устройства контроля и предотвращения превышения нормативной скорости движения кабины вверх.
Предусмотрено введение бесконтактного контроля дверного проема кабины, предотвращающего удар створками находящихся в дверном проеме, а также более жестких требований к прочности и конструкции дверей кабины и шахты, способных выдержать динамические воздействия бегущего человека, удар кресла-коляски и т.п.
Стандартом предусматривается переходный период, необходимый для подготовки производства, а также для аккредитованных органов по подтверждению соответствия лифтов новой конструкции и проведения иных работ в рамках инфраструктуры монтажа и обслуживания лифтов.