К вопросу о чистоте русского языка
В новом учебнике Русского языка родителей вывел из себя факт использования в упражнениях современных слов: "пиарить", "лайкать" и "эмотиконы". Все это в качестве примера официальной и неофициальной речи.
Как сообщает информационное агенство BNews.kz, новые учебники по русскому языку для пятого класса были выпущены в этом году. Пособия только начали выдавать школьникам. Не прибегая к услугам лингвистической экспертизы родители убеждены, что детей надо учить "правильному" языку, новейшие слова они постигнут самостоятельно. При этом в педагогическом сообществе считают, что в обновленных учебниках отражены новые реалии жизни.
Увы, это не первый скандал, связанный с недопонимаем старшим поколением новой системы образования. Тем не менее, даже Пушкин не гнушался смешивать стили речи, чтобы показать, как многогранен русский язык.
Главный редактор портала "Грамота.ру" Владимир Пахомов убежден, что можно и нужно использовать в учебнике термины интернет-сообщества и современные слова. Иначе у школьников складывается впечатление, будто есть два русских языка: один - это тот, на котором они говорят между собой, на переменах, во дворе с друзьями. Другой - скучный, музейный экспонат - язык русской классики, Пушкина, Толстого, Достоевского, неживой, им можно любоваться, но нельзя трогать руками. Выходит, эти два русских языка у подростков совершенно не пересекаются. А вот показать, какое слово, в каком случае, в каком регистре речи можно выбрать, когда его можно употребить, а когда нельзя, где уместно разговорное словечко, а где без него можно обойтись и где нужно разговаривать уже в другом стиле. Вот этому, конечно, надо учить в школе.
Думаю, учащимся наоборот покажется привлекательным, если они увидят, что учебник русского языка - это не какая-то скучная, заумная книжка, поймут, что употребляемая ими речь есть в русском языке, просто принадлежит к определенному стилю. И это вовсе не означает, что происходит упрощение речи, "оболванивание", связанное с новыми стандартами образования, это скорее возможность показать школьнику, что он тоже говорит на русском языке и что его русский существует.